суббота, 10 декабря 2011 г.

Как человек слышит музыку.

Я давно хотел написать на эту тему, сразу предупреждаю, что очень глубоких философских мыслей в посте не будет. Только мои понятия и видения ситуаций. 

Ну во первых сразу хочу высказать такую мысль: нужно различать два термина, похожие по написанию и разные по значению. "Слушать" и "слышать". Можно слушать, но не слышать и наоборот. При этом некоторые люди ошибочно воспринимают любой мыслительный процесс как "думать". Но как по мне, как и на производстве есть процент "брака", а есть нормальный продукт. Так вот, с мыслями это вообще около 60% шлака, ненужной фигни, который каждый из нас в свободное время прогоняет через мозги.

Все это к чему. Во время прослушивания музыки, ну там, например в маршрутке ты едешь, наушники воткнул в уши, оно тебе по ушам гоцает или мурчит (у кого как) и в голове мысли шелестят, как осенние опавшие листья, много, часто и громко, а толку - ноль. Ни музыку не слушаешь (исключение - любимые треки, которые ты можешь слушать по 100500 раз, зацикливая) - ни думать нормально не получается. Просто многие люди слышат 2-3 трека группы, качают пару альбомов и заливают сразу на плеер, а потом слушают, когда время есть. При чем у меня, например, любимые песни или понравившиеся сразу выскакивают из общей массы, с 10-30 секунд прослушивания. А если нравится почти все у группы - слушая по 20 раз альбом на день - песни приедаются и слушаешь уже все подряд с удовольствием, не перебирая "это сразу послушаю, это потом, а потом вот эту...". Но я так не могу. Я буду вслушиваться в дискографию долго и нудно. Опишу "процесс" яснее.

Уже 2 года я серьезно подхожу даже к такому занятию, как "поиск" новой музыки для себя. Вот например хочу я что-то новое по medieval (далее буду говорить на языке тегов tag - метка, надеюсь, что все знают, что это такое), или synthpop или еще сотня разных тегов. Нахожу по тегу около 20 групп и начинаю по очереди слушать топ lastfm (для непосвященных http://www.lastfm.ru ). Если первые 2-3 песни мне нравятся или симпатичны - я читаю биографию этой группы, где они начинали, как начинали, какой состав, узнаю из какого альбома мне понравились песни и еще много разных мелочей. Да, многие скажут, что туфта это и не важно что-либо знать, если тебе нравится песня. Но не для меня. Вот я разобрался что к чему с группой и качаю всю дискографию, с синглами, ревыпусками и даже лайв версиями. Вот так группы становятся любимыми.

А когда слушаешь отдельно взятую песню - не все понятно. Если у любого спросить "А ты слышал группу Eagles?". Ответ будет положительный. А если потом спросить: "А что ты у них знаешь, кроме Hotel California?". Почти 100%, что ответ будет "Ничего." Но тем не менее, почти все утверждают, что "знают" группу, так вот это не "знать" - "это слышать пару песен".
Что значит "знать" я чуть выше описал.

Я, например, слушаю в треке бас сначала (если он есть). Ну там пассажи на бас гитаре, даже если они тупые и линейные. Например в reggae все очень просто, ну и там в dub и во всех производных стилях от этих. Бас обычно не сложный, но мощный, крутой, хватает тебя за грудки и в стену вминает. Обожаю. Потом гитары - перегруженные они или на "клине" (cleen - чистый). Не очень люблю "запилы". Обожаю, например, все аккустические версии песен Nirvan'ы. Надыбал как-то записи домашние Курта под аккустику, без баса и ударки. Волшебно). Синтезатор вообще тема для отдельного поста. Я в Doors влюбился, наверное, только из-за него. А там всего лишь электроорган Vox. И самое смешное, что басиста у The Doors не было. И все бас партии играл Рэй Манзарек на втором синтезаторе. А это 60-е, это психоделик рок.

Интересно разбирать песню на куски. Особенно современную электронную музыку. Какую мелодию вокалист делает голосом, что играет синт, а что гитары. С кем больше согласуется бас, кроме как с ударными, если они вообще есть. Ударные и бас - ритм секция. Потом может быть ритм гитара, под нее - соло гитара, а потом уже все остальное + голос. Интересно узнать, как был получен именно такой звук. Например у QOTSA и их бессменного солиста и основателя - Джоша Омма (Хомми, кто как читает) - холлоу бади гитара (электрогитара с полым корпусом), что дает очень специфический звук. Гитарист SlipKnot - Джим Рут чаще всего играет на Telecaster с EMG 81/60 (виды звукоснимателей в гитарах). И да, это возможно и не обязательно знать, просто интересные факты.

Вот так в голове я разбираю песню. И чаще всего много раз слушаю ее в совокупности, а потом слушаю отдельно каждый инструмент. Не знаю, как у кого, но мне весьма легко слушать только отдельно взятый инструмент в треке. Я так делаю не потому что хочу заморочится, или сейчас вам показать, какой я крутой, а потому, что я учусь приемам создания композиций. И всем советую, это очень интересно.
Некоторые даже смогут различать после этого "русский шансон" от "блатной песни") В рамках шутки.

В принципе это задача звукорежиссера, но он "сводит", а не создает. Создает композитор. И я не думаю, что это всем дано "от природы". Это как природный опал например, красиво - но не идеально. Для улучшения производится огранка. Вот и я сам себя "ограняю", главное - не превратится в стакан :)

Я слушаю много чего. Для примера: Rock, classic rock, post-punk, alternative rock, russian rock, grunge, hard rock, southern rock, 70s, 80s, 90s, stoner rock, garage rock, desert rock, nu-metal, blues rock, funk, russian, blues, rock n roll, ukrainian rock, ambient, industrial metal, reggae, neofolk, dark folk, apocalyptic folk, doom metal, gothic metal, gothic doom metal, female fronted metal, italian, synthpop, futurepop.

И в далеком приближении могу различить "качественную" песню от "плохой" в любом стиле. Ну или мне так кажется, и я думаю, что я много чему научился для этого. И считаю, что любой уважающий себя музыкант должен понимать многое в чужом творчестве, интересоваться приемами создания шедевров)

Строго не судить. Эмоции и мысли, не более. На "истинность" не посягаю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий